Галерея Стоимость Звёздное небо

Украинская архитектура 18 века

 Строили ее в 1773-1779 гг. по проекту народного мастера Якова Погребняка по заказу самарской старшины и тамошнего духовенства. Сохранились интересные свидетельства об обстоятельствах строительства этого, без преувеличения, чудо - храма. Они сообщают о том, как долго мастер не мог воплотить свой замысел - храм ему представлялся девятикупольным, с одним куполом в центре, однако так, чтобы со всех четырех сторон было видно по три купола. В конце концов, он отправился в плавни и оставался там до тех пор, пока его не осенило, как именно следует возводить церковь. Чтобы убедить заказчиков в возможности реализации своего замысла, зодчий создал миниатюрную модель своего храма. Еще одной интересной особенностью строительства было то, что церковь соорудили без единого гвоздя, - таким было условие заказчиков, считавших, что нельзя вбивать гвозди в храм Спасителя - Иисуса Христа, который был прибит к кресту. 
В церковном строительстве того времени дерево оставалось основным материалом. И именно в деревянной архитектуре казацкой Украины наиболее ярко воплотился национальный колорит. Неудивительно, что в начале 19 в. она была запрещена в Российской империи указом Синода. 
Каменная церковная архитектура Левобережья подверглась российскому влиянию. Известная Андреевская церковь в Киеве построена по проекту петербургского архитектора (по происхождению - итальянца) Бартоломео Растрелли, а церковь Рождества Богородицы в Козельце на Черниговщине построил петербургский мастер Андрей Квасов. 
Среди украинских мастеров наиболее известен был Иван Григорович-Барский. Архитектурную деятельность он начал в конце 40-х годов 18 в. со строительства городского водопровода на Подоле, центральным сооружением которого стал павильон-фонтан Фелициал (Самсон) на площади перед зданием магистрата. В 60-70-х годах 18 в. И. Григорович-Барский был самым популярным киевским зодчим, без его участия не строилось ни одно сооружение на Подоле. Он возвел, в частности, надвратную церковь Кирилловского монастыря, Покровскую церковь и церковь Николы Набережного. Кроме того, построил каменную церковь Св. Антония и Феодосия Печерских в Василькове возле Киева, церковь Покрова Богородицы в Ахтырке, Трех Святителей в Лемешах на Киевщине. 
На Правобережье и западноукраинских землях архитектура развивалась под влиянием западноевропейских традиций. Наиболее выдающимся памятником стал заложенный в 1744 г. собор Святого Юра во Львове, построенный львовским зодчим-предпринимателем немецкого происхождения Бернардом Меретиным. Известными памятниками эпохи являются также Успенская соборная церковь Почаевской лавры (1771-1783) на Тернопольщине и костел монастыря доминиканцев во Львове. 
С середины 18 в. в Украине появляются сооружения с элементами классицистического стиля. Классицизм в архитектуре характеризуется светлыми тонами, строгими (сдержанными) и четкими архитектурными формами, отказом от пышного убранства. Яркими образцами классицизма в архитектуре являются дворец Петра Румянцева в Качановке на Черниговщине и дворец Кирилла Разумовского в Батурине. 
Скульптура, как и ранее, воплощалась в декоративной резьбе для церквей и фигурной скульптуре в костелах Правобережья и западноукраинских земель. Наиболее известным скульптором второй половины 18 в. был Иоганн Пинзель. Единственной сохранившейся и задокументированной работой художника являются фигуры святых Льва и Афанасия и скульптурная композиция на фасаде собора Святого Юра во Львове. 
Среди уцелевших памятников украинской живописи Левобережья исследователи отмечают иконы из Вознесенской церкви в Березне на Черниговщине: Моление апостолов и уникальный образ Трех Святителей. 
Интересны несколько уцелевших миргородских икон Владимира Боровиковского. В светской живописи развивался жанр портрета. К таким образцам относятся портрет Ивана и Якова Шиянов. Эти живописные традиции воплощены и в портрете полтавского бургомистра Павла Руденко работы В. Боровиковского.

Украинская архитектура 18 века

Rambler's Top100