Галерея Стоимость Звёздное небо

На благо родного города: хрустальные люстры в процессе реставрации.

Бурная деятельность по возрождению дворцов Санкт-Петербурга, начавшаяся к 300- летнему юбилею города, перешла в новую фазу. Сегодня идет спокойная плановая работа, позволяющая обстоятельно и вдумчиво отнестись к процессу реставрации вообще и каждому предмету в частности. Такой размерный темп гораздо ближе сути профессии реставратора, требующей больших теоретических и практических знаний, опыта и мастерства. а также ответственности за культурные ценности, передаваемые как эстафета из поколения в поколение.

            Теперь приоритет проектов, направленных на сохранение художественного наследия кажется очевидным. Но так было далеко не всегда: еще лет десять тому назад, ориентируясь на научную реставрацию, компании шли на коммерческий риск.  Зато  им удалось накопить незаменимый в наши дни опыт. В числе первопроходцев была и фирма «Рестамп», изначально избравшая своей специализацией реконструкцию и воссоздание художественных изделий из бронзы. За прошедшие годы ее специалисты восстановили бронзовый декор и предметы интерьера для дворцов, входящих в комплекс Русского музея — Мраморного, Строгановского и Михайловского, а также практически «с нуля» воссоздали светильники и хрустальные люстры для вновь отстроенного Константиновского дворца в Стрельне.

             Два последних года специалисты «Рестампа» работали над светильниками парадных помещений Таврического дворца и Александринского театра. Увы, и люстры Таврического, созданные в 1789 году, и люстра зрительного зала Александринки, попавшая в театр в 1932 году из Эрмитажа, подвергались в последние сто лет скорее косметическим, чем реставрационным ремонтам. В результате конструкции и крепления истончились и дошли до  аварийного состояния.

            Кроме того,  покрытые перемежающимися слоями золочения и краски светильники почти полностью утратили первоначальные формы, что  отчасти скрадывалось лишь игрой света в подвесках хрустальных люстр. Поэтому массивные бронзовые шедевры, изделия из бронзы пришлось разбирать на многочисленные детали, которые последовательно расчищались, реставрировались и вновь золотились гальваническим способом.  Он имеет объективные преимущества перед традиционным сусальным золочением: гальваническое покрытие не «стирает» форм бронзового литья и подчеркивает нюансировку изделий. Можно сказать, что реставрация вернула трехъярусным люстрам художественную ценность, сохранив при этом их историческую подлинность.

            Однако далеко не всегда в распоряжении «Рестампа» оказываются подлинники. Зачастую они безвозвратно утрачены, более того, отсутствуют даже эскизы и чертежи. В таком случае приходится опираться на  одобренные экспертами-искусствоведами прототипы. Примером может служить восстановление убранства Царской ложи Александринского театра. После воссоздания ее первоначального объема, «урезанного» в 60-е годы для устройства кинопроекционной, возникла закономерная потребность в соответствующем декорировании и освещении.

            В оформление ложи вернули «звездное небо» и двуглавых орлов, однако какой-либо информации по поводу исторического освещения не сохранилось. Практически люстры пришлось проектировать заново. В процессе историко-культурных исследований  был найден аутентичный образ, органично вписавшийся в восстановленный  интерьер.

«ЗОДЧИЙ». 2006

о копировании статей с сайта

На благо родного города: хрустальные люстры в процессе реставрации.